Высоцкий-актер: «брал кино на таран»

Высоцкий-актерУмение проникать в жизни других людей делало его творчество уникальным, возможно, поэтому ему так просто давались сложнейшие роли, которые другие актеры репетировали целую вечность. Владимир Высоцкий мало снимался в кино, зато в театре играл роли, которые впоследствии становились известнейшими в мире — Гамлет и Лопахин, Галилей и Свидригайлов…  Имя Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке, где он сыграл в 15 спектаклях. А в этот театр ему приняли после того, как он полтора часа пел Юрию Любимову свои песни.

В молодости Высоцкий огорчался: каждый в стране знает его имя, но никто не знает его в лицо. Смешная история произошла в купе поезда, когда проводницы попросили бородатого мужчину с гитарой поиграть им песни из «Вертикали». Они так и не узнали, что почти весь репертуар Высоцкого для них в ту ночь исполнял он сам.

Снимаясь в фильме режиссера В. Бычкова «Мой папа — капитан», Высоцкий на палубе пароходика, идущего по Енисею, пел одну из своих песен. К сожалению, этот фильм вышел на экраны без Высоцкого.

А вот в фильме «Место встречи изменить нельзя» зрители могли и не увидеть Высоцкого, если бы не настойчивость Говорухина. Высоцкий просил найти другого артиста на его роль, говоря: «Пойми, мне так мало осталось, я не могу тратить год на эту роль!» Однако Высоцкий, снимаясь в фильме, успел побывать на Таити и в гастрольном турне по городам Америки. Герой Высоцкого выглядел очень реалистично. Многие телезрители были убеждены, что Глеб Жеглов — не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».

В съёмочной группе ходили легенды о работоспособности Высоцкого. Он заставлял начинать съёмки спустя несколько минут после того, как входил в павильон. То, что нужно было снять за неделю, Высоцкий в отсутствие Говорухина снял за четыре дня. Он проживал жизнь своих героев быстро, не хотел тратить время на дубляж озвучки — его душа требовала новых впечатлений. Смехов говорил, что Высоцкий «брал кино на таран».

Эльдар Рязанов вспоминал о том, что пробовал Евтушенко на роль в своём фильме «Сирано де Бержерак». Однажды к Рязанову подошёл Высоцкий и спросил, нельзя ли ему сыграть в этом фильме. На что Рязанов ответил, что он хотел снять не актёра, а поэта. «Но я же тоже пишу», — застенчиво ответил Высоцкий. Картина так и не вышла на экраны. А через несколько лет Рязанову подарили кассеты, где было восемь часов звучания Высоцкого. Рязанов говорил о том, что каждый день в «мёртвый час» он ставил магнитофон на лестничную клетку, и каждый день под окнами дома собиралось множество слушателей: «Это была тишина, в которой гремел, хрипел, страдал, смеялся прекрасный голос Высоцкого…» Сам Рязанов писал об этом так: «Я приехал в Москву потрясенный. И с тех пор стал его поклонником окончательным, безоговорочным, пожизненным, навсегда… Я говорил ему самые нежные слова, они были совершенно искренними. Он засмеялся, довольный, и сказал: «А сейчас вы бы меня взяли на роль Сирано?» Я сказал: «Сейчас бы взял»».

Роль в фильме Иосифа Хейфица по чеховской «Дуэли» — фон Корена — очень высоко оценили критики. Сам Высоцкий, приступая к работе в фильме «Плохой хороший человек», говорил режиссёру, что, наверное, существует приказ свыше не утверждать его пробы. Тем не менее, на Международном кинофестивале в Таормине (в Сицилии) в 1978 году Высоцкому был присуждён приз за лучшую мужскую роль. Сам Высоцкий об этом не знал.

 В фильме Хейфица «Единственная» по повести П. Нилина «Дурь» Высоцкий сыграл второстепенную роль — руководителя клубного кружка песни, несостоявшегося «гения», неудачника с какой-то жизненной тайной, поломавшей судьбу. Ему сразу же понравилась идея сыграть неудачника и провинциального завистника. Его привлекало внутреннее содержание, многоплановость, особая «тайна» характера, недосказанность и странность поступков. Он даже несколько огорчился, узнав, что в роли есть эпизод, где он поет: «Все зрители думают: раз Высоцкий, значит, петь будет. Не хватало, чтобы фон Корен с гитарой ходил и пел». Режиссёр вспоминал случай, когда Высоцкий, опаздывая, попросил военных довезти его на репетицию на самолёте.

В фильме «Короткие встречи», снятом Кирой Муратовой, зрители видят Высоцкого в роли геолога Максима. Здесь Высоцкий предстаёт в психологическом амплуа человека-артиста (уж не самого себя ли он играл?), несерьёзного с точки зрения людей, добившихся карьерных успехов. Его жизнь — череда дальних путешествий. Каждый идёт к своей вершине по-разному — кто-то прямо, кто-то — заходя по дороге в кофейни и бары. Когда главная героиня спрашивает его, о чём он думает, герой Высоцкого отвечает: «Ни о чём. А ты даже не знаешь, что можно вот так просто ни о чём не думать». Нет, режиссёр не стремится показать нам глупого человека, не думающего ни о чём. Скорее, здесь — жизнь сегодняшним днём, единственным настоящим, которое есть у человека, ведь мысли посвящены либо прошлому, либо будущему. Вот и получается так, что «живёт» в фильме лишь герой Высоцкого, а все остальные ждут, а их работа своей рутинностью лишь подчёркивает некую сомнительную реальность всего происходящего.

Об удивительной способности Высоцкого становиться для людей «хранителем тайн» писал Станислав Говорухин. Такие популярные песни о горах Высоцкий написал спустя два месяца после того, как впервые увидел горы, а альпинисты считали его практически экспертом…

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?