Валерия Араскина: правила жизни вокалистов

Валерия Араскина — педагог по вокалу и профессиональная певица — не понаслышке знает, как завораживать слушателей изысканным вокальным исполнением. Работая в самых разных жанрах, Валерия начинала концертную деятельность в рок-группе «Примадонна», через некоторое время певица осуществила культурный поиск, восстановив из забытья древнейшие фольклорные композиции и успешно гастролируя по европейским и азиатским странам. Разработав методику постановки голоса, в течение последних шесть лет Валерия Араскина занимается преподаванием вокала. В интервью для журнала «Хороший вкус» Валерия Араскина рассказала о собственной гастрольной деятельности и поделилась секретами вокальной методики.

— Вы были вокалисткой группе «Примадонна», известной в 1990-х годах. Расскажите о вашей концертной деятельности в составе этого музыкального коллектива.

— Менеджеры группы «Примадонна» решили поменять солистку и устроили кастинг на Старом Арбате. В то время я училась в Музыкальном училище имени Гнесиных, и преподаватель по специальности Львова Людмила Владиславовна узнала об этом прослушивании, и меня туда пригласила. Когда мы пришли, насколько я помню, было много людей, не менее ста человек. Я зашла в аудиторию и увидела членов команды (это была репетиционная база группы «Примадонна»). Я очень сильно волновалась, не думаю, что я рискнула бы прийти туда одна.

Тем более, они исполняли произведения в жанре рок-музыки, в то время это был глэм-рок, а я мало что знала об этой стилистике, потому что тогда увлекалась джазовой музыкой и пыталась петь в соответствии с джазовыми стандартами, в общем, мои музыкальные интересы принадлежали джазу. Поэтому, зайдя в аудиторию, где находились музыканты, я не очень понимала, что будет происходить дальше. Но ко мне хорошо отнеслись, очень дружелюбно, и члены жюри сказали, что не надо волноваться: «Просто спой блюз». К счастью, я знала об этом жанре, слышала исполнителей, преимущественно афро-американских, таких как Би Би Кинг. Я была знакома с творчеством Гэри Мура (это американский гитарист, который исполнял много блюзовых композиций), Рэя Чарльза, поэтому я владела концепцией блюза.

Но, перестраховавшись, я попросила у Жени Ушерова, лидера группы «Примадонна», показать мне, что именно они хотят, чтобы услышать саунд группы. Женя с удовольствием спел два квадрата блюза и быстро вовлек меня в процесс. Мы спели три квадрата, затем музыканты прекратили играть и сказали, что они нашли вокалистку. Я очень удивилась, что ребята приняли решение в мою пользу, это было так неожиданно! И началось мое творческое развитие в этой группе. Я сразу объяснила, что не очень владею спецификой рок-музыки, глэм-рока, и ребята сказали, мол, не волнуйся, мы тебе поможем. Женя снабжал меня большим количеством музыки в этом жанре, но я больше внимания обращала на рок-вокалисток. Я слушала Джоан Джетт, а также Дженис Джоплин, от которой была в восторге, потому что не знала об этой певице до встречи с группой. Меня совершенно покорили ее харизма, голос, манера исполнения. Кроме того, я познакомилась с творчеством Дженни Митчел, которая, в принципе, не является рок-вокалисткой, но у нее очень сильная подача, и я много училась ее приемам.

Потом началась гастрольная деятельность, мы очень много гастролировали по стране, выезжали в Украину, в Таджикистан. График был достаточно плотный, и я с трудом совмещала работу в «Примадонне» и обучение в Гнесинском училище. Но все хорошо сложилось, меня никто не выгнал ни из группы, ни из Гнесинки. Нашей творческой вершиной я считаю гастроли в Ирландию и Англию. Они прошли успешно, публика встречала очень тепло, мы пели, в основном, свои песни, но также для этого тура сделали кавер-версию композиции группы U2 (поскольку ее участники родом из Ирландии). И, конечно, народ пел вместе с нами песню «In the name of love». Кроме того, пели песню «The Beatles» «Back in the USSR». Также мы принимали участие в Дублине в одной из рейтинговых программ, затем участвовали в радио-проектах . А в городе-графстве Лимерике даже запустили полуторачасовую передачу о нас, ставили треки «Примадонны».

— Что больше всего запомнилось из гастролей по различным странам?

— Как вокалистка я гастролировала по многим странам, была в Ирландии, Англии, Германии, Америке, Франции, Японии. Больше всего, конечно же, мне запомнилась публика, которая отличалась от той, которую мы привыкли видеть на концертах на родине.

Если говорить о «Примадонне», в 1990-е годы наша публика была зажатой. Из всех, кто приходил слушать нашу музыку на обычный классический концерт, было мало людей, которые танцевали и таким образом получали удовольствие от мелодий. А в Ирландии сложилась другая ситуация – весь народ танцевал. Даже в камерных залах никто не сидел на своих местах, люди реагировали достаточно активно.

А вот в Германию и Францию я ездила с джазовой программой, и там реакция аудитории были приблизительно одинаковой — люди слушали, хлопали, выражали положительное отношение к нашему творчеству аплодисментами.

Еще один проект, с которым мы познакомили международную публику, — фольклорный. С этой оригинальной программой мы гастролировали по Германии, а также я самостоятельно ездила в Японию, где мою музыку дополнял местный диджей. В Германии мы работали в стиле world music, что подразумевает фольклорную основу песни. Мы с Сергеем Гавриловым, композитором и аранжировщиком фольклорного проекта, решили сделать произведения, неизвестные широкой публике. Начали искать их в Германии, в Дортмундской музыкальной библиотеке, и продолжили поиски в Московской консерватории. Наша идея была не исполнить их аутентично, то есть так, как это звучит у русских народных коллективов, а сделать их в стиле world music. И если говорить о немецкой публике, которая первой услышала то, что у нас получилось, то первые композиции были восприняты настороженно, и, хотя люди аплодировали, чувствовалось, что зрители не очень понимают, что происходит на сцене. А потом, к концу концерта, публика крайне тепло отнеслась к тому, что услышала, даже на бис мы что-то исполняли. В Японии ситуация с фольклором была более спокойная, респектабельная, мы выступали в дорогом клубе.

— Вы исполняете романсы и народные песни. Есть ли в репертуаре композиция, которая ближе всего лично для вас?

— Сложно сказать, какая композиция для меня ближе всего. Музыканты и вокалисты со мной согласятся, каждое произведение, которое мы разучиваем, рождается из глубины души. Но я могу субъективно оценить, что у меня лучше получилось, например, мне понравилось собственное исполнение песни «Как по морю» в фольклорном проекте. А некоторые произведения мне меньше пришлись по душе, и сейчас я бы исполнила их совершенно по-другому.

Хотя все-таки есть одна композиция, о которой я бы могла сказать, что она мне по-особенному близка. Это народная песня «Колечко», которая прошла в моем творчестве непростой путь. Я услышала, как ее исполняет известный певец Владимир Чернов, меня покорила его версия, и я решила, что спою эту песню по-своему.

— Расскажите подробнее о вашей вокальной методике.

— Свою вокальную методику я защитила в педагогическом институте имени Ленина. Защита была сложной, скандальной, но, в итоге, успешной. Основной принцип методики заключается в том, что я различаю понятие звукоизвлечение и звукообразование. Чтобы не вдаваться в профессиональные подробности, скажу простым языком: сначала я строю техническую базу, то есть учу студентов, как извлекать звук, не говоря о каких-то конкретных произведениях. Мы строим вначале техническую сторону, учимся удерживать звук, обращаем внимание на вопросы дыхания, нёба, импеданса, а только после этого беремся за произведение. Мы переносим все те знания и внутренние ощущения из упражнения в произведение. Этот путь нелегкий, и не каждый студент имеет столько терпения, но методика работает. У меня есть примеры студентов, которые благодаря занятиям подняли профессиональный уровень и поют на технический порядок выше.

— Каждый ли может научиться петь? Есть ли какие-то универсальные средства обучить вокалу?

— Я считаю, что если человек хорошо слышит, и у него нет проблем с голосовыми связками, то каждого человека можно научить петь. Вопрос в том, какие цели ставит человек, который приходит в класс по вокалу. Далеко не из каждого человека получится «звезда» или профессиональный исполнитель, потому что здесь должны быть особые способности – музыкальные, вокальные, сила звука. Но, с другой стороны, я думаю, что каждый может петь на бытовом уровне – чисто, ровно и чтобы другие люди могли спокойно слушать исполнение. Есть еще один момент: иногда ко мне приходят и говорят: «Через сколько времени я смогу научиться петь?» Этот вопрос настолько индивидуальный, поскольку пение – психофизиологический процесс, здесь очень много факторов, и у каждого свой срок обучения пения. Еще раз повторю, у каждого ученика, который хочет петь, должна быть совершенно четко поставленная цель. Если у меня студент спросит, будет ли он «звездой» (а у него средние или ниже среднего вокальные способности), я честно отвечаю, что это вряд ли произойдет. При этом, конечно же, можно и нужно заниматься вокалом, если человек испытывает удовольствие от уроков и от пения, но не стоит ставить слишком высоких амбиций.

— С какими проблемами чаще всего сталкиваются люди, начинающие заниматься вокалом?

— Самая главная проблема, с которой сталкивается ученик, заключается вот в чем. Новички часто думают: «Я люблю петь, пою дома и в караоке, поэтому пение должно приносить удовольствие». Как будто это аттракцион, который приносит массу эмоций и адреналин. Все-таки, если человек пришел учиться в класс пению, это далеко не всегда удовольствие. Студенты, бывает, удивляются, почему их заставляют контролировать звук и работать над вокалом. Поэтому я считаю, что это самая очевидная трудность, с которой сталкиваются все новички. Для того чтобы получать удовольствие, нужно сначала поработать, и когда ученик уже получает какие-то знания и внутренние вокальные ощущения, вот тогда и приходит чувство удовлетворенности.

— Какие правила ухода за голосом нужно соблюдать вокалисту?

— Основное правило для вокалиста при защите вокального голоса — не перенапрягать связки. Дальше — высыпаться, стараться вести здоровый образ жизни, потому что алкоголь и сигареты разрушают не только вокальные связки, но и весь организм. Для того чтобы петь и выдерживать нагрузки сольных концертов, конечно же, нужно быть здоровым человеком. Я всегда рекомендую своим ученикам, помимо ведения здорового образа жизни, еще заниматься каким-то видом спорта, на уровне физкультуры, либо ходить в спортзал, на фитнес, чтобы держать в полном порядке тело и мышечную систему.

Беседовала Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?