Братья … Последняя исповедь

БратьяБратья по крови выросли вместе, но это не придает им сходства. Такие непохожие друг на друга, в жизни они делят все: мать, семью, сына и даже любовь к женщине. С течением времени Войтко и Станислав превращаются в кровных врагов, а целью каждого из них становится победа в борьбе под названием жизнь. Нет, речь идет не о бытовых проблемах одной семьи, как могло показаться на первый взгляд, а о премьере фильма «Брати. Остання сповідь», которая состоялась в днепропетровском кинотеатре «Правда-кино» 17 сентября 2015.

Изобилие символов и архетипов в картине привлекает внимание зрителя на интуитивном, бессознательном уровне, а интригующий сюжет заставляет включать аналитические способности, дабы определить момент кульминации. Но это оказывается не так-то просто, ведь сюжет заводит в дебри даже самого искушенного зрителя, заставляя удивляться развязке истории. Игра актеров завораживает простотой и естественностью, будто предлагая пережить самые сложные перипетии вместе с создателями фильма.

Эта киноработа украинского режиссера и сценариста Виктории Трофименко является дебютной, причем большинство актеров давно и надолго связали жизнь с театром, но сделали исключение, прочитав мастерски написанный сценарий.

Уже в самом начале фильма мы наблюдает подчеркнуто театральную игру актеров, обладающих неповторимым шармом и красотой; хочется всматриваться в черты их лиц, улавливая полноту эмоций. Вот одряхлевший Войтко перемещается по дому, держась за стены, чтобы не упасть; в соседнем доме, дорога к которому заметена снегом, — его брат Станислав, грузный и, кажется, тяжелый на подъем, сидит за столом, который ломится от всевозможных яств. Рядом с ними писательница, неизвестно какими судьбами попавшая в отдаленные края. Казалось бы, успешная и знаменитая городская женщина принадлежит к совершенно другому роду, и объединяет её с братьями, обосновавшимися в деревне, только литературное любопытство — и пространство, в котором все трое оказались в данный момент. Вот, пожалуй, и все. Но внимательный зритель обнаружит морщины, врезающиеся в миловидное лицо женщины, жилистые, но ловкие руки — все эти видимые признаки роднят ее с двумя братьями. Создается ощущение, что на ее плечах держится хозяйство в двух хатах, переживающих все стадии разрушения… Что-то здесь не так, кажется зрителю, но вот что, понять смогут лишь тот, кто досмотрит фильм до конца.

Братья

История наших дней переплетается с воспоминаниями главных героев. Полумистический карпатский пейзаж удивительной красоты наполняет картину еще большим символизмом, а гуцульская музыка, звучащая в фильме, довершает этот образ.

На первый взгляд, обычная жизненная история, в которой братья не могут избавиться от духа соперничества, рассказывает о глубинных психологических проблемах в жизни каждого из них. На уровне символизма в картине предпочтения братьев и их жизненные установки метафорично соотносятся с салом и медом, сладким и соленым. Эта черта непохожести и самости каждого из братьев проходит в фильме красной нитью. Прослеживается явное несоответствие жизненных «вкусов» двух братьев.

Однажды появляется прекрасная молодая женщина по имени Ивга, она становится женой одного из братьев. Тоскуя по родному дому и не встречая понимания мужа, красавица находит утешение в доме его брата. Здесь она может получить все, о чем она так скучает, — вкусную и соленую жизнь. Тогда когда муж может «накормить» ее лишь сладким медом, который стал ей ненавистен.

Братья

Мы видим, как разворачивается братская вражда, любовь, предназначение которой  — хранить мир, становится самой большой преградой в становлении братских чувств. Разве не об этом идет речь в середине фильма, когда на экране появляется яркий символ — камень между двумя домами? Этот кадр создает аллюзию к писанию в Ветхом Завете о камне преткновения, о котором говорится в послании к Римлянам. По преданию, об него спотыкались все неверующие и жившие не по божьему закону. Тут же возникает идейная связь и с главной героиней фильма, которая пишет книгу о святых и юродивых. Интересно, что камень пытается сдвинуть с места сын одного из братьев, любимый ими обоими. К сожалению, у него не выходит сделать это и происходит несчастный случай, который, безусловно, можно было бы предотвратить, если бы братья забыли о бесконечной вражде.

Но этого не происходит… Зрители в зале в ужасе закрывают глаза руками — на экране кипит действо, мальчик, в теле которого еще теплится жизнь, истошно зовет на помощь, а братья, каждый из которых считает ребенка своим, ввязываются в драку. Даже эта роковая минута становится для них способом доказать друг другу собственное превосходство. В тот момент, когда спасение было близко, оба мужчины выбирают собственное эго, пренебрегая родительским инстинктом. За это они поплатятся — и потеряют любовь женщины, а впоследствии и ее саму.

Позднее, на смертном одре, каждый из братьев раскается. Войтко будет спрашивать у писательницы, неужели его брата давно нет в живых и действительно ли она скрыла от него эту страшную тайну. Станислав будет сокрушаться: «Если бы сейчас были живы мама, Ивга и сын, они бы разделили эти минуты со мной. Но у меня нет никого». Если бы он только знал, что стоящая перед ним писательница — это и есть Ивга! Но женщина не открывается никому.

… Много лет назад красавица исчезла из жизни братьев, предоставив их самим себе. На закате жизни к больным приходит женщина, которая начинает ухаживать за обоими. Как тогда… в молодости. Это тяготит их, и ощущение злости возрождается с новой силой. Вместо того чтобы перед смертью подумать о Боге и о душе, они продолжают ненавидеть друг друга. От этого умирать еще больнее, ведь у них нет более родных людей, чем они сами. Увы, так и не осознавшие этого.

По экрану бегут титры, а мы задаем себе вопросы. Не оказываемся ли мы ежедневно в ролях Войтка и Станислава; не отбираем у других радость, дарованную судьбой; не делим неделимое; не теряем бесценное? И, возможно, решаемся признаться себе, что самые честные ответы редко бывают приятными.

Кристина Рябкова и Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?