«Богиня. Как я полюбила» — притча о современном мире

Рассказать историю жизни с конца. Понять, сколько времени отвела судьба на то, чтобы исправить ошибки. Начать жить по-новому, когда судьба подводит к краю. «Богиня. Как я полюбила» — пронзительный фильм-монолог Ренаты Литвиновой. Этот фильм для вас, если вы, подобно главной героине, размышляете, может ли любовь стать смыслом жизни или это лишь стереотип, дошедший до наших дней из эпохи романтизма.

Все, что вам нужно знать о современном мире

Главная героиня — Фаина — успешна, но одинока. Предсказуемый образ в современном кинематографе, учитывая, сколько места нынче отводится разговорам об успехе — и о его мнимых составляющих. Деньги могут купить все или берут человека в плен одиночества? Об этом Фаина думает каждую ночь… вернее, старается не думать. Она работает в Москве, ее профессиональные качества не вызывают сомнений в деловых кругах. А то, что в душе холод и мрак — небольшая потеря. Все с этим живут.

«Мой фильм начинается как триллер, с детективным сюжетом. Но потом переходит в чистейшую поэзию», — говорила Рената Литвинова. В кинокартине она выступила как продюсер, сценарист, режиссер и исполнительница главной роли.  Вопреки многочисленным упрекам, мол, не должен один человек брать на себя все обязанности.

Фильм получился неоднозначным. Долгие кадры, форма, обволакивающая содержание. В начале — расследование. К главной героине Фаине (Рената Литвинова) приходит несчастный отец пропавшей девушки (Виктор Сухоруков). Он умоляет дать ответ, что произошло с его дочерью, ведь следствие ведется уже целый год. В конце концов, если девушки больше нет в живых, ее родители имеют право об этом знать. Отец упрекает следователя в холодности и жесткости. Мол, она выполняет свою работу, но в глубине души ей плевать. Фаину упреки не задевают, она произносит заученные фразы: «За год следствие намного продвинулось. У нас есть косвенные улики, доказывающие, что девушка жива». Фаина уверена: сердца на всех не хватает, сострадать каждому невозможно. Особенно когда в работе бесконечно приходится блуждать между жизнью  и смертью.

Кто-то стучится в двери

Именно на этом слепом балансировании между реальностью и фантомом держатся остальные образы фильма. Героиня видит странные сны — словно уставшая и очерствевшая от испытаний душа пытается поговорить со своей хозяйкой о том, что ее мучает. Девушка гонит от себя навязчивые мысли. Работа научила ее быть бесстрашной. Переживать потери со спокойным выражением лица. Ее почти ничто не тревожит… вот только, кажется, есть у нее один страх. Она боится любить. Ведь это делает уязвимой.

Однажды ее посещает видение — мать, которой умерла много лет назад. «У тебя никогда не хватало на меня времени…» Но Фаина лишь отмахивается: мол, ей некогда разговаривать с призраками прошлого. Она пытается объяснить матери, что у нее все хорошо и нет нужды переживать, особенно на том свете. Работа, квартира, деньги, путешествия. От душевных страданий спасает алкоголь. Да, порой она слишком много выпивает. Но, в конце концов, все так живут. Этим Фаина себя утешает, не понимая, что нельзя вечно закрываться от глубокой невысказанности. Когда метафизические пустоты хотят поговорить с человеком, они принимают форму символов — так подсознание ведет задушевные беседы.

В другой раз мать пытается поговорить с дочерью об отношениях. И вновь Фаина пытается продемонстрировать некую «продвинутость»:

— Я не хочу прожить всю жизнь так, как ты…

На что мать отвечает:

— Да, я прожила долгие годы с твоим отцом, а не моталась, как ты, по разным странам с богатыми любовниками.

Она словно пытается крикнуть своей дочери: тебя никто не любит, и в этом трагедия! Но Фаина упорно не собирается жертвовать своими ценностями. Ведь именно они помогают ей выжить в жестоком мире. Здесь каждого волнует судьба другого ровно настолько, насколько это касается его самого.

Лед тронулся, когда, в поисках потерянной девочки, Фаина приходит в незнакомую квартиру. Оказывается, девочка действительно жива. Но только если жизнь во враждебной местности, рядом со своим мучителем, и с ножом в сердце, можно назвать полноценным существованием. Фаина вытаскивает нож, спасает бедняжку, а человек, ввергнувший ее в эти страдания, прыгает из окна. Казалось бы, справедливость восстановлена, но девушка, вместо благодарности, говорит: «Он, правда, хороший. Я его очень любила». Фаина говорит себе, что любовь бывает и такой; в смятении выходит из прогнившей квартиры (да, это не первый суицид, произошедший на ее глазах и не первая жертва, которая ведет себя более чем странно!) В мыслях о том, что человек рано или поздно ко всему привыкает, она спешит в привычную жизнь — но, кажется, рок не собирается ее отпускать.

Образы приходят все чаще. Фаина спасает другую девушку, которая пыталась утопиться… И вот перед следователем сидит копия Фриды Кало, знаменитой мексиканской художницы. Это о ней говорили: она знает о любви все. Ее брак с талантливым художником Диего Ривера не раз толкал в глубины отчаяния, но все же до самой смерти супруги были рядом — и в горе, и в радости. Видимо, Фаина встречает Фриду в тот момент, когда она готова распрощаться с жизнью… но единственное, что испытывает следователь — это удивление. Разве хоть что-то в этом мире стоит того, чтобы так жертвовать собой?

Не подводи меня к краю

Фаине кажется, что мир сошел с ума. Любовь, люблю, любишь — только ленивый не говорит ей эти слова. Рядом с ней оказывается человек, для которого любовь к ней приравнивается к смыслу жизни. И вновь Фаина изумлена. В конце концов, она обычный человек, к чему такие жертвы. На этом история не заканчивается. Однажды она оказывается рядом с богачом, который в обмен на роскошную жизнь просит из ряда вон выходящее. Полюбить его. Так странно… Фаина спрашивает, возможно, от нее нужно что-то другое? Зачем именно любить?  Разве в этой жизни действительно нет ничего дороже?

Один из снов приводит Фаину в лес. Безымянные герои повествования рассказывают о том, что им довелось испытать, побывав на краю. «Я думал, времени еще много, а потом, в один миг все закончилось», «Я хотел сказать ей, что люблю ее, а потом ее не стало… и я так и не сказал об этом», «У меня здесь все хорошо — почему родные так плачут?» Кажется, даже на том свете души людей жалели лишь об одном… что в их жизни было слишком мало любви.

Сбивчивые образы и арт-хаус, перебивающий сам себя. Детективный сюжет, лежавший в основе кинокартины, подходит к логическому завершению, через полчаса после начала… а все остальное время героиня пытается удержаться на волне бешеной метафизики. Речь уже не идет о том, чтобы найти себя… тут бы сохранить рассудок. Тем временем, сны становятся ярче, чем реальность. Отлаженный механизм дает сбой.

В финале мы узнаем о том, что через несколько месяцев после того начала этой истории героиня погибла. При ней нашли папку с судебными делами, где на обратной стороне значился вопрос: «В чем смысл жизни?» Пытаясь найти ответ, Фаина исписала несколько страниц одной фразой: смысл жизни — это любовь.

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?