Бетховен: «Музыка выше, чем все откровения мудрости и философии»

Кто из нас не сталкивался с вопросом: «Почему вы считаете произведения этого автора актуальными в наше время?» В ответ часто можно услышать общие фразы из критики, банальные донельзя, ведь некогда современному человеку остановиться да самому подумать, прочувствовать. А что если все-таки найти на это время? Быть может, прочесть какую книгу или посетить концерт?

13 мая 2015 года в днепропетровском арт-центре «Квартира» состоялся концерт, посвященный творчеству Людвига ван Бетховена. Были исполнены сонаты №2 и №23 («Аппассионата»), а также септет ми-бемоль мажор (Septet E-flat major, Opus 20).

Бетховен: «Признак замечательного человека —  стойкость перед лицом беды»

Так человек: едва лишь слуха

Коснетcя песни властный зов,

Он воспаряет в царство духа,

Вседневных отрешась оков.

                            Фридрих Шиллер

Музыка Бетховена идеальна для пробуждения в человеке мыслителя — настолько она глубока и многогранна. Композитор родился в эпоху, богатую значительными общественными событиями (главное из которых — Великая французская революция), что повлияло на формирование его мировоззрения. Величественность побед и горечь поражений, радость и скорбь народных масс воспел в своем творчестве Людвиг ван Бетховен. Это размышления о глобальных социальных явлениях и вместе с тем — «песнь» о человеке в круговороте борьбы за свободу. И этот человек так же противоречив, как мир, который его окружает, так же неоднозначен, как события, которые происходят вокруг.

Даже общественное Бетховен превращал в личное, ведь он на собственном опыте узнал, что такое борьба – борьба между гением и судьбой. В 1796 году композитор начал терять слух. Но даже это не остановило творца, и, несмотря ни на что, он продолжал создавать шедевры.

Однако творчество Людвига ван Бетховена — это не только произведения героико-драматического плана. Бетховен истинно гениален — он видел и чувствовал многогранность жизни, и каждую ее грань сумел облечь в звук. Как и каждый великий художник (в широком смысле этого слова), маэстро с помощью своего искусства познавал себя и мир, и одновременно делился этими знаниями с другими.

Сидя в ожидании начала концерта, чувствуешь себя ребенком, который решил подкараулить Деда Мороза, ведь что-то светлое внутри воркует, что станешь свидетелем чуда. И вот на сцену выходит прекрасная Елена, но не Троянская, а Коренева, ведь это вечер музыки Бетховена, а не гомеровские чтения.

Бетховен

Как только руки пани Кореневой опускаются на клавиши, понимаешь, что пути назад нет, ты в ловушке, но самой замечательной из всех, в которые только можно угодить. Спустя несколько секунд все куда-то исчезает… И вот, есть только прекрасная Елена и ее Бетховен. Она будто зачитывает послание, адресованное лишь ей, лишь тебе и лишь каждому присутствующему. Разве это не волшебство? Разве это не чудо, что необыкновенная музыка эхом отдается в каждой клетке тела? Как иначе назвать зарождение в разуме карманной вселенной, где отныне будут храниться воспоминания о прекрасной наяде за роялем и ее Бетховене?

Поначалу вторая соната кажется жизнерадостной и игривой, но скоро приходит осознание, что игривость — лишь гладь, скрывающая неспокойные глубины. Такова природа человека, что даже в счастье своем он не может быть до конца уверен, ведь трудно понять, истинно ли оно. Да и вообще, что такое это самое счастье? Как его достичь? Возможно ли это? Даже очаровательное рондо, завершающее сонату, не в силах побороть возникшие сомнения — они затихают, но не исчезают, а прячутся в укромный уголок чертогов разума.

Бетховен: «Музыка — это медиатор между духовной и чувственной жизнью»

«Аппассионата» — это произведение Бетховена, в котором общественное и личное переплетаются так тесно, что несложно запутаться во всевозможных интерпретациях. В этой сонате удивительным образом уживаются эмоцио и рацио, поэтому стоит довериться ее настроению и позволить разуму не вычленить путем анализа, а почувствовать смысл. Говорят, человек во всем склонен видеть отражение себя. Тем лучше, ведь, увидев себя в чем-то действительно прекрасном, можно отыскать красоту и в себе. Но нужно быть смелым — невозможно знать наверняка, что найдешь.

Подобно Беатриче — покровительнице Данте, выступавшей посредницей между ним и «божественным», которая объяснила ему основы мироздания, Елена Коренева через музыку Бетховена открыла каждому присутствующему нечто новое в нем самом. Она показала, что все простое на самом деле сложно, и мир не делится на черное и белое, напротив, он красочен настолько, что невозможно обозначить каждый цвет словом, более того – каждый волен сам выбирать краски для своей жизни.

Завершил вечер Бетховена септет ми-бемоль мажор в исполнении камерного состава «Amadeus», и это был идеальный финал концерта — столь очаровательное жизнерадостное произведение после неспокойной головокружительной «Аппассионаты». Есть в септете что-то ребяческое, даже несколько наивное. В нем — благоуханная весенняя свежесть, которая одурманивает, заставляет почувствовать себя беззаботным ребенком, влюбленным в этот непостижимо-прекрасный мир. И этот чудной мир отвечает взаимностью: птицы щебечут тебе о небесной сине, деревья приветливо качают ветвями, травы нежно шепчут древние сказки. Ты выпадаешь из реальности… Пускай кто-то крикнет вслед «Юродивый!», но ты простишь ему, ведь и сам знаешь, что чудеса случаются только с теми, кто в них верит. И как только «отпустит» последняя нота, опять придется столкнуться с суровой реальностью.

Алина Таран

Фото — Антонина Сидоренко

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?