БГ: «Кто любит, тот любим; кто светел, тот и свят»

БГЛюбовь — это отсутствие зла в человеке, а война — битва ненависти с любовью… В своем новом альбоме «Соль» Борис Гребенщиков обличает политические игры, сочувствует мирным жителям, военным и журналистам, убитым во время боевых действий, и напоминает: нет ничего святого там, где балом правит жажда власти и денег. Оставаясь реалистом, БГ сохраняет философский взгляд на вещи, который помогает не утонуть в бездне расшатанных эмоций.

В Днепропетровск Борис Гребенщиков приехал 5 апреля с программой «Песни Аквариума». Он исполнял песни, полюбившиеся людям, — «Теперь меня не остановить», «Небо становится ближе», «Послезавтра я опять буду здесь», «Ключи от моих дверей», «Ты нужна мне»,  «Серебро Господа моего»,  «Собачий вальс», «Истребитель» и многое другое. К известному последователю буддистской философии часто приходят не только чтобы послушать красивую музыку. Под его песни хорошо размышлять над жизненно важными вопросами, задумываться о грани между добром и злом.

Трактовки и разночтения

Песни БГ — самое загадочное явление музыкальной индустрии. Переполненные необычными образами, эти композиции заставляют слушателей задавать вопросы. Почему в песне «Город золотой» вол «исполнен очей»; что такое «вороника», что появляется на крыльце, когда вместе со спящим зверем «в доме ждет ангел»; где спрятан «список кораблей», который «никто до конца не прочтет»?

Кажется, БГ следует постмодернистскому принципу собирать в своих композициях лучшее из того, что было создано человечеством. Так, поговаривают, что тот самый пресловутый «синий вол» — это бык Нанди, на котором восседает индийский бог Шива. А странная фраза «исполненный очей» подразумевает, что у божества множество глаз, которыми он созерцает наш мир. Что до «вороники», велик соблазн отождествлять ее с редкой северной ягодой, но разве бывает у БГ все так просто? Скорее всего, это — богиня смерти в мировой мифологии, отсюда и образы «зверя» и «ангела», которые библейское понимание действительности противопоставляет как черное и белое, а восточная философия объединяет, говоря о двойственности и неоднозначности всего сущего. «Список кораблей» из песни «Северный цвет» — явный намек на Гомеровское повествование о военных кораблях, которые покинули Трою и больше не вернулись на родину.

И, хотя мы можем лишь предполагать, что подразумевал БГ в своих философских композициях, несомненно одно: его песни — о том вечном, что есть в нашем мире. Аккорд за аккордом, он поет о любви, жизни и смерти, о победе сострадания над алчностью, о крушении человеческого эго в небесных сферах.

Глядя на публику, собравшуюся в днепропетровском Оперном театре, Гребенщиков шутит:

— У меня такое чувство, что я оказался в Театре Оперы и балета, здесь такие серьезные люди…

Дальше БГ предлагает поломать стереотипы, не позволяющие танцевать в Оперном театре, и приглашает зрителей пуститься в пляс. Многие откликаются, растворяясь в музыке «Аквариума», с особенным чувством напевая песню «Не могу оторвать глаз от тебя».

Я родился сегодня утром,
Еще до первого света зари.
Молчанье у меня снаружи,
Молчанье у меня внутри.
Я кланяюсь гаснущим звездам,
Кланяюсь свету луны,
Но внутри у меня никому не слышный звук,
Поднимающийся из глубины…

БГ

С долей иронии БГ представляет следующую песню — «Собачий вальс»:

— Одна из моих новых песен — посвящение тележурналистам всех времен и народов, одной из самых опасных профессий…

Но не все так просто, от правдивого БГ не дождешься похвальной оды. Незадолго до днепропетровского концерта Гребенщиков презентовал эту песню, объяснив, что речь в ней идет о тех людях, которые, имея доступ к широкой публике, нагло врут с телеэкранов.

Сказали добрые люди,
Что нам грех жить на воле;
Наш путь — терпеть и страдать,
И лечь костьми в чистом поле…

Но только Бог шельму метит
И в алтаре горит свечка.
Можно врать людям долго,
Но невозможно врать вечно.
Собачий Вальс
У всех в ушах, хотя на деле
вокруг тишина.
Из темноты
Загадочно восходит луна.

В своей музыке БГ ведет непрерывный разговор с Богом. Песня за песней Гребенщиков задает вопросы, на которые человек не может найти ответа. Почему подходит к концу привычный мир, в котором жизнь казалась понятной? Где взять мудрость, чтобы узнать правду, и силы, чтобы выжить, зная слишком много?

Расскажи мне, дружок, отчего вокруг засада?
Отчего столько лет нашей жизни нет как нет?
От ромашек — цветов пахнет ладаном из ада,
И апостол Андрей носит «Люгер» пистолет?

От того, что пока снизу ходит мирный житель,
В голове все вверх дном, а на сердце маета,
Наверху в облаках реет черный истребитель,
Весь в парче-жемчугах с головы и до хвоста.

Кто в нем летчик — пилот, кто в нем давит на педали?
Кто вертит ему руль, кто дымит его трубой?
На пилотах чадра, ты узнаешь их едва ли,
Но если честно сказать — те пилоты мы с тобой. («Истребитель»)

БГ: «Я чувствую спиной, как вокруг нас сгущаются тени»

В начале военного конфликта БГ записал песню «Любовь во время войны». «Нет лиц у тех, кто против, нет лиц у тех, кто с нами»… Не пытаясь закрыться от вопиющей несправедливости и смертельного ужаса, БГ все же говорит о любви. И это едкое сочетание патронов, которые «начнут взрываться прямо в стволах», и самого прекрасного чувства в мире хочется удержать голыми руками.

Не помню, как я ступил за порог,
Но вот тяжелое небо над разбитой дорогой,
В конце которой врут, что нам обещан покой.
Над нами развернуто зимнее знамя.
Нет лиц у тех, кто против. Нет лиц у тех, кто с нами.
Не смей подходить, пока ты не скажешь, кто ты такой.

На улице ярость ревет моторами.
Закатан в асфальт тот лес, в котором
Нам было явлено то, чего не скажешь в словах.
Я слышу работу лопат.
На нас направлены ружья заката.
Но скоро их патроны начнут взрываться у них прямо в стволах.

Я чувствую спиной, как вокруг нас сгущаются тени.
Река пылает и мосты над нею разведены.
В своей доброте Господь дарует нам, что мы хотели.
Дарует любовь. Любовь. Любовь во время войны.

Вспоминаются пронзительные истории любви в романах Ремарка, когда чем ближе чувствовался запах смерти, тем сильнее любили люди. И еще, пожалуй, философские притчи Ричарда Баха, который утверждал, что настоящее понимание любви приходит перед лицом смерти. Любви, которая не претендует на то, чтобы обладать, и не требует того, чтобы соответствовать чьим-то представлениям. Любви, которая обрушивается на человека, которому волей судьбы удалось вернуться с того света. Любовь служила единственным противоядием отравляющей ненависти, что расползалась по миру вместе с военными действиями.

В небольшой лекции под названием «Пять грехов против любви» Гребенщиков делился своим представлением о нравственных ценностях:

«Наши добродетели созданы любовью, а наши грехи вызваны ее отсутствием. Небеса становятся прекрасными благодаря любви; жизнь становится адом, когда любви не хватает… Существует пять основных грехов против любви, превращающих нектар в яд. Первый — это когда любящий из-за своей любви лишает возлюбленную свободы и счастья, против ее желания. Второй грех — это когда любящий дает волю духу соперничества и ревности, или желчности в любви. Третий — когда любящий сомневается, не доверяет или подозревает ту, которую он любит. Четвертый — когда он уклоняется от того, чтобы терпеть все беды, всю боль, неприятности, трудности и страдания, что возникают на тропе любви. Наконец, пятый — это когда любящий навязывает свою собственную волю, вместо того, чтобы полностью подчиниться желанию возлюбленной… Как недостаток здоровья делает нашу жизнь жалкой, так и недостаток любви делает сердце несчастным. Любовь порождает любовь в человеке, и если там присутствует Бог, то любви становится еще больше. Такова ее природа. Если ты любишь Бога, Бог всегда будет посылать свою любовь тебе. Если ты ищешь его ночью, он последует за тобой даже днем…»

Новая песня БГ — «Песни нелюбимых», в которой музыкант с горькой иронией рисует картины современного мира: «ласковой душе — железное платье; кровью на песке: все люди — братья». Пытаясь разобраться в мотивах, толкающих людей на преступления, БГ с некоторым состраданием относится к тем, кому когда-то не хватило любви и которые теперь стремятся уничтожить в других зачатки добрых помыслов.

Песни нелюбимых, песни выброшенных прочь,
Похороненных без имени, замурованных в ночь,
Песни вычеркнутых из списков, песни высаженных на лед,
Песнь больше не нужных звучит, не перестает.

У нас хорошая школа прикуривать от горящих змей,
Вырвать самому себе сердце, чтобы стать еще злей,
Держать голову под водой, не давать делать вдох
И обламывать лезвие после удара, потому что с нами Бог.

Наступи на стакан, если он выпит,
Голову в петлю — и с вещами на выход.
Господи, открой мне тайну бытия,
Посмотри мне в глаза и скажи, что это воля Твоя.

Можно долго ждать солнце, глядя слепыми глазами в зенит,
У нас внутри был хрустальный колокольчик, на него наступили, он больше не звенит.
Эта музыка старее, чем мир, она нелепа и смешна,
Но я буду танцевать под нее, даже если она не слышна

Ласковой душе — железное платье,
Кровью на песке — «Все люди братья».
Я больше не хочу знать тайны бытия,
Просто посмотри мне в глаза и скажи, что это воля Твоя.

В восточной философии, которой пронизаны песни БГ, есть традиция — говорить о Боге с любовью. Многие последователи буддизма иносказательно говорили о вселенской безусловной любви, обращаясь к «Возлюбленной», и речь шла о Божественной энергии, которая создала этот мир в его прекрасной необъятности. Видимо, «нелюбимые», в трактовке Гребенщикова, — это люди, забывшие Бога, впустившие в сердце ненависть и ушедшие убивать себе подобных. Как там было в песне «Город Золотой»? «Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят…»

«И напоследок расскажу вам притчу: один высокоинтеллектуальный человек пришел к мудрецу и сказал: «Научи меня истине». Тот посмотрел на него и спросил: «А ты любил когда-нибудь?». «Нет, никогда» — ответил человек. «Тогда иди и испытай любовь — а потом возвращайся ко мне, и тогда я смогу показать тебе путь» — сказал мудрый». (Гребенщиков «Пара слов о любви»)

 Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Comments (1)

  1. Зоя:

    БГ — мой кумир! Спасибо за репортаж! Нам тоже удалось побывать на его концерте в Днепре. Всё было супер!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?