Барды: поклонники Солнца и авторской песни

«Анастасия опустила ресницы и некоторое время молчала. Потом совсем тихо, почти шепотом, попросила:

Произнеси, Владимир, слово «Бард».
Бард, — сказал я.
Она вздрогнула, словно от боли, и сказала:

О, с каким безразличием и обыденностью ты произнес это великое слово!»

В. Мегре «Анастасия»

Кто такие барды и где находится страна заоблачных чудес, которую они воспевают в своих песнях? Кельтские народы называли так певцов-поэтов, услаждавших музыкой слух жителей Ирландии, Шотландии и Британии около первого тысячелетия до нашей эры. Точно сказать, откуда пришли барды, историки не могут — то ли из степей Забайкалья, то ли из Африки. А любители мистики полагают, что родиной бардов была легендарная Атлантида.

Бардами не становятся — бардами рождаются? Возможно, но обучения не миновать: в древние времена желающие овладеть тонкостями вокального искусства тратили от 12 до 23 лет. Причем несколько лет ученики проводили в полной темноте. Будущие поэты учили наизусть сотни поэм, принципы поэтических композиций, погружались в каноническую историю Бретани. К чему такие мучения, спросите вы? Считалось, что память бардов должна объять всю культуру и историю британского народа. По легендам, долетевшим до наших времен, барды обладали способностью погрузить человека в глубокий сон, разрушить стены, заставить птиц в лесу замолчать — и все это только при помощи чудотворного голоса.

Символами бардов являлись венок из березы и кельтская арфа. Певцы мира и добра, в чьих душах жило солнце, любили свободу. Поэтому они могли путешествовать, где угодно, и, конечно, петь, где пожелают. Их делили на три класса: барды-жрецы — самые уважаемые и могущественные, воспевали божество, которому служили. Ко второй группе относились барды, прославлявшие подвиги великих героев. Что до низшей касты, то сюда относились те, кто слагал оды королям. За оскорбление певца-поэта налагался штраф: шесть коров и 120 серебряных монет, а за убийство — 252 коровы. Главной обязанностью барда было хранить память «обо всем достойном похвалы», а также поддерживать и распространять знания и любовь к добродетели. «У всякого раба два сына могут быть свободными, первый — бард, второй — духовный. Ибо, как только сын раба пострижется, или поступит в учение к бардам, его господин уже не имеет никакого права над ним» — этот закон, записанный в скрижалях того времени, позволяет понять, каким уважением в обществе пользовались барды.

Если вернуться в СССР во вторую половину XX века, то здесь бардами называли людей, которые сочиняли и исполняли песни в кружках самодеятельности. Официально, на государственном уровне, их творчество не признавали. СМИ всячески игнорировали бардов, не допуская их к съемкам и печати. Несмотря на запреты и преследования, авторские песни становились все более узнаваемыми, охватывая широкие слои общества. И постепенно, через телевидение, радио и кинематограф, благодаря усилиям некоторых редакторов, сценаристов, режиссеров, официальная власть вынуждена была признать бардовскую песню как феномен культуры. Но все же такое творчество считалось малозначимым по сравнению с традиционными явлениями музыки и поэзии. Причина такого отношения кроется в самом творчестве бардов, абсолютно свободном, затрагивавшем насущные проблемы СССР — словом, ущемлялось то, что могло быть опасным для системы. Самые известные барды этого нелегкого времени — Сергей и Татьяна Никитины, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий и другие.

Почему бардовская песня выжила в таких тяжелых обстоятельствах? Потому что ее признал народ, это была настоящая музыка для души, именно поэтому она не исчезла бесследно. Современные авторы-исполнители мало похожи на древних бардов. Но если сегодня звучат песни, которые наполняют нас любовью, чувством чести и волей к победе — значит, дух бардов все еще витает среди нас.

Татьяна Меланта

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?