Неистовый Антонио Вивальди

Антонио ВивальдиГениальный композитор, виртуозный музыкант, дирижер, импресарио, театральный режиссер, священнослужитель — 4 марта мир музыки празднует годовщину рождения Антонио Вивальди. Он был первым, кто стал использовать многие колористические эффекты, существенно развил технику игры на скрипке и прославился, еще при жизни, как выдающийся знаток оркестра. Он выступал на приёмах у аристократов и был любимчиком королей. Но после смерти о нем забыли почти на 200 лет… Лишь по воле случая, в 20-е годы XX века итальянский музыковед Альберто Джентили нашел рукописи, которые содержали: 300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения. С этого момента имя Антонио Вивальди возродилось былой славой.

Отец Антонио служил в церковном соборе, семья имела контакты с духовенством, поэтому желание юноши стать священнослужителем было очевидно. Вивальди удавалось сочетать смиренную работу священника и страстную тягу к музыке до тех пор, пока последняя не поглотила его полностью. Антонио был отрешен от сана священнослужителя за «недозволенное» поведение.

Однажды, во время церковной службы, ему в голову пришла гениальная идея насчет нового произведения — настолько удивительна, что заняла все его мысли. Прямо посреди службы композитор бросает все и мигом бежит из алтаря в ризницу, чтобы записать на бумаге находку. Затем, успокоившись и придя в себя, он вернулся на прежнее место. После этого случая руководство церкви рьяно осуждало «грешника». За расследование взялась церковная инквизиция. Страшно даже представить, какое наказание могло ожидать композитора за этот опрометчивый поступок. Однако вскоре церковнослужители пришли к выводу, что все музыканты немного сумасшедшие, поэтому нет смысла жестоко наказывать больных людей. Вивальди запретили лишь участвовать в исполнении мессы. Сам же Антонио о причине своего отрешения говорил, что его мучили приступы астмы, поэтому он был вынужден часто останавливать ведение службы.

С 1719 по 1722 год Антонио Вивальди проводит время в городе Мантуя. Там он знакомится с Анной Жиро, и это знакомство окажет влияние на его последующую жизнь. Драматургу Карло Гольдони он представляет Анну как свою «прилежную ученицу». Именно Вивальди принадлежит заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы. Современники считали ее певицей с приятным, хоть и скромным по диапазону голосом. Карло Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование». Сестра Анны Жиро и постоянная спутница Вивальди, Паолина, постоянно следила за здоровьем Антонио, который болел бронхиальной астмой. Когда Вивальди вместе с Анной и Паолиной вернулся в Венецию, народ принялся обсуждать их взаимоотношения, называя Анну «подругой рыжего священника». Действительно, сестры постоянно жили в доме Вивальди, всюду сопровождали его в многочисленных путешествиях. Церковники особенно остро осуждали слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро.

Все это привело Вивальди к тяжелым последствиям и обострению отношений с окружающими, особенно с церковной знатью Папской области. В 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары запретил композитору въезжать в город и служить мессу. Несмотря на натянутые отношения с церковнослужителями и окружающими, на косые взгляды и слухи, Вивальди твердо отстаивал честь и достоинство своих спутниц, где бы он ни находился, с кем бы он ни разговаривал, всегда отзывался о сестрах Жиро с глубоким уважением.

Несмотря на склоки и скандалы по поводу личной жизни Вивальди, в 1723 году он впервые едет в Рим для постановки оперы «Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Термодонте»), которая производит фурор и на долгое время оставляет римлян под впечатлением. Известный флейтист, композитор и музыкальный теоретик Иоганн Иохим Кванц заметил, что «публике так понравился «ломбардский стиль» Вивальди, что с тех пор она не хотела слушать другой музыки».

Антонио Вивальди — уникальный мастер скрипичного искусства XVIII века. За всю свою творческую деятельность он создал жанр сольного инструментального концерта, утвердил новую драматизированную манеру исполнения, повлиял на развитие скрипичной техники, установил для concerto grosso трехчастную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста, впервые ввел духовые инструменты в состав оркестра.

В музыке Вивальди было подвластно все, даже создать концерт для, казалось бы, несочетающихся инструментов или написать множество вариаций к одной музыкальной теме. Сочинив первую оперу «Оттон на Вилле» в 1713 году, он тем самым приобщился к жестокому коммерческому миру. Одна из оперных партитур, подписанная Вивальди, показывает, что создана она за пять дней, а для такой задачи и пять недель были бы слишком коротким сроком. Композитор жил в напряженном ритме работы, уже в те времена на сцене была жесткая конкуренция. Интересно, что все свои оперы Антонио писал на сюжеты одного драматурга — Карло Гольдони. Хотя уважаемый им Гольдони после смерти Вивальди высказывался о нем как о посредственном композиторе.

Антонио Вивальди — гений, без которого современная музыка была бы иной, возможно, ее бы просто не существовало. Великий композитор жил вне правил, норм и порядков. Он делал то, что считал нужным, что хотел, чего жаждала его душа, и не обращал внимания на мнение общества. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья стали звать Вивальди, не иначе как Дирус (с латыни — неистовый), это прозвище в точности передает особенность его характера, жизни и творчества.

Своего рода визитной карточкой Антонио Вивальди является композиция под названием «Четыре времени года» (1723). Конечно, содержание цикла гораздо глубже, нежели просто картинка природы. Композитор подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти. Вивальди музыкой передал настроение и особенность каждого периода. Весна — это пробуждение природных сил, лето — расцвет природы и личности человека, осень — начало увядания, а зима — старость и конец жизни. Великий композитор достиг пика музыкальной изобразительности и безукоризненной формы, именно поэтому «Четыре времени года» являются шедевром музыкального искусства.

Таков он — неистовый, гениальный, неподражаемый Антонио Вивальди, который оставил после себя огромное наследие в виде незабвенных робот.

 Татьяна Меланта

 

 

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?