Антисказка: жесткий разговор о важном

АнтисказкаАнтисказка — это аллегория нашей жизни. Современный французский драматург Жоэль Помра предлагает любопытные трактовки всем известных сказок о Золушке, Красной Шапочке и Пиноккио. В своих пьесах режиссер размышляет о детских мечтах и реальности без иллюзий, о мире, в котором деньги важнее, чем слеза ребенка, а успех измеряется совсем не духовными ценностями. Да, этот разговор не из легких, но все же он необходим.

«Золушка»: порой счастье рядом

Сказка о Золушке создала стереотип бедной девушки, которая по мановению волшебной палочки превращается в красавицу и очаровывает принца добрым сердцем. Однако сотни современных «золушек» искренне не могут понять, почему они остаются у разбитого корыта, в то время как типичные «мачехины дочки» процветают.

Изучив множество народных сказок, драматург Жоэль Помра обнаружил в них любопытную концепцию.  Сама по себе перемена места действия не гарантирует, что человек станет счастливым. Более того, переезжая в другую местность, сбегая от проблем, герой попадает в новые казусы, которые словно повторяют былые проблемы. По мнению Жоэля Помра и других современных психоаналитиков, к реальным переменам ведут только изменения в психологии человека. Другими словами, если персонаж мыслил, как нищий, он будет вести себя в соответствии с психологией бедного человека, и быстро растранжирит нежданно свалившееся богатство. Либо, если герой страдал от одиночества и думал, что присутствие любимого человека сделает его счастливее, рано или поздно он встречает того, кто соответствует его идеалу, но почему-то отношения не складываются. Виной этому — нежелание брать ответственность за свою жизнь, иллюзия, что кто-то другой может сделать нас счастливыми.

Антисказка Жоэля Помра предлагает посмотреть на извечную проблему «выбора принца» под другим углом. Кстати, во Франции пьеса «Cendrillon» входит в обязательную университетскую программу для тех, кто хочется получить степени бакалавра театрального мастерства, а драматургию Помра называют энциклопедией современной психологии.

Антисказка

Сюжет более чем реалистичен, разговор со зрителем жесткий, в декорациях — ничего лишнего, человеческая душа без прикрас. Главная героиня — Золушка — не может смириться со смертью самого близкого человека. Девочка решила, что если будет вспоминать о матери каждые пять минут, однажды та воскреснет. Находясь в глубокой депрессии, Золушка склонна усугублять текущее положение вещей, делая себе хуже. Она добровольно берется за самую черную работу в доме мачехи, живет в чулане без окон. Самое интересное, что Золушку в этой пьесе нельзя назвать бесправной — каждый раз ей предлагают альтернативу, но она всегда делает выбор в пользу уничижительных заданий. Ей кажется, что страдания пришли в ее жизнь неслучайно, а лучшей судьбы девочка не заслужила. Пережив трагедию, Золушка загоняет себя все глубже в депрессию, и все, что привязывает ее к этому миру, — огромные часы на руке, которые каждые пять минут напоминают: «Пора подумать о маме». Но однажды судьба проявляет милосердие, и девочка попадает на бал.

Жоэль Помра показывает, как, находясь в угнетенном состоянии, мы встречаем тех, кто подобен нам. Вот и у принца, с которым знакомится Золушка на балу, похожая ситуация. Несколько лет назад его мать умерла. Король скрыл это от мальчика, сказав, что его мать уехала в другую страну, но скоро вернется. Принц живет в ожидании, которому не суждено сбыться, дни напролет он проводит около телефона — вдруг мама позвонит.

Конечно, двое подростков, страдающих от душевной боли и непонимания окружающих, узнают друг в друге «своих». Правда, любви здесь нет и быть не может — по мнению Жоэля Помра, двое людей с травмированным сознанием не построят счастливые отношения. Зато могут попытаться выйти из состояния жертвы и проявить милосердие к тому, кто в нем нуждается. Дружба Золушки и Принца трогательна — они много беседуют о том, что важно для них, оказывают друг другу поддержку. Их отношения кажутся Золушке чудом, которая до этого момента переживала отсутствие любви со стороны родственников, безразличие окружающих  и глубокое одиночество. В этот момент Золушка понимает, что, какие бы травмы ни наносила судьба, нужно идти дальше.

В этот самый момент, когда девушка осознает, что заслуживает счастливой жизни, а не издевательств в доме мачехи, принца настигает нервный срыв. Увидев, что близкий человек в опасности, Золушка впервые выходит из нездорового погружения в себя и спешит на помощь. Принц признается, что устал ждать звонка от матери, что ему тягостно от непонимания и смутных предчувствий. Тогда Золушка решается рассказать, что на самом деле произошло, надеясь, что ее друг переживет потерю и вернется к жизни с новыми силами. Девушка верит в то, что их встреча неслучайна, а дружба однажды перерастет в любовь. Но, в отличие от классической сказки, в которой Золушка вышла замуж за принца, в антисказке Жоэля Помра этого не случается. При всей доброте и искренности, принц не может повзрослеть (в этом Золушка его опережает). И, даже зная правду, он выбирает жизнь в мире иллюзий и прощается с девушкой: «Я пойду, вдруг мама позвонит»… А вот Золушка в конце спектакля находит запись последних слов матери: «Вспоминай обо мне иногда с улыбкой».

Да, счастье было так близко… И, наверняка, страдая от холодного безразличия окружающих, принц мечтал именно о такой чуткой и любящей девушке, как Золушка. Увы, предостерегает Жоэль Помра, человек, находящийся в депрессии, всеми силами цепляется за свою боль и ощущение несчастья. Он так глубоко погружен в прошлые, призрачные воспоминания, что проходит мимо своего счастья, даже не заметив.

«Красная Шапочка»: одинокий ребенок в волчьем мире

Одной девочке было настолько скучно в мире, где взрослые слишком заняты собой, что она сбежала в лес, — в поисках того, кто подарит ей немного внимания. Не чувствуя родительской любви, она верит лживым словам волкам, надеясь хоть с ним поговорить о том, что творится в детской душе. Только волка интересовали совсем не разговоры, и он съел излишне доверчивую девочку. Так вкратце звучит сюжет «Красной Шапочки», сказки о глубоком детском одиночестве.

Антисказка

По словам Жоэля Помра, «это история о встрече сильного и слабого, как в фильме ужасов, только для детей». Интересна манера постановки Помра — на сцене две актрисы, которым предстоит сыграть трех героинь, поочередно переодеваясь то в мать, то в Красную Шапочку, то в бабушку. Наверное, каждый в своей жизни проходит через некую точку невозврата, в которой не получает помощи от близких людей. А мать, которая не обращает внимания на переживания Красной Шапочки, тоже когда-то была таким же непослушным подростком, которому было не с кем поговорить. Впрочем, Жоэль Помра утверждает, что рассказ о Красной Шапочке можно воспринимать и в буквальном смысле: «Я вспоминаю историю, которую мне рассказывала моя мама. В детстве она жила на ферме, и каждый день ей приходилось проходить девять километров до школы через лес и поле. Я представляю маленькую девочку со своим портфелем, под дождем и снегом, которая бредет по дорогам, через сосновый лес, встречает на своем пути бродячих собак, борется с ледяным ветром…»

В пьесе Помра мать запрещает дочери идти к бабушке: путешествие через лес опасно. Но в то же время мать не желает видеть, что идея навестить бабушки появляется у Красной Шапочки от того, что близкие люди не находят для нее времени. Так, мать говорит:

— Ты можешь пойти к бабушке, когда испечешь для нее торт, — будучи абсолютно уверенной, что девочка не сможет этого сделать. Однако Красная Шапочка думает, что вкусная «шарлотка» — это цена, которую нужно заплатить за столь желанное родительское время и внимание. Поэтому все же печет торт и отправляется к бабушке. Дальше действие разворачивается стремительно — волк скушает бабушку и внучку, затем его убьют, а «узниц» освободят. Но на этих эпизодах Жоэль Помра не ставит акценты. Все-таки главное действующее лицо в антисказке — мать, которая не замечает, как теряет своего ребенка.

Антисказка «Пиноккио»: дети в погоне за деньгами

Что мы знаем о Пиноккио? Мальчик кукольной внешности, вытесанный из дерева, непослушный искатель приключений. А что мы знаем о его душе?

Главный герой Пиноккио слеп, и все красочное действо спектакля разыгрывается в его воображении. Взрослые не стараются облегчить жизнь мальчика, которого судьба обделила даром видеть этот мир. А Пиноккио, в свою очередь, пытается выбраться из чулана, находя некоторое успокоение в брюхе рыбы, где, благодаря сценическим средствам, разместился целый супермаркет. Покой и сытость «общества потребления» не продлятся долго, впрочем, герой, выживающий в условиях полного отсутствия материальных благ, не думает о духовных ценностях. Деревянный ребенок — это грустное предположение о будущем нашего мира.

Антисказка

Как и в других антисказках, в «Пиноккио» Жоэль Помра обнажает радикальные черты в характере героев. Подросток-Пиноккио груб и нелюдим; в школе, где он учится, учительского авторитета не существует, и его одноклассники в открытую дразнят учителя. Пиноккио проводит первые годы своей жизни в убогой комнатушке, откуда мечтает выбраться, получив образование. Впрочем, учеба здесь — вещь фиктивная, она не дает необходимых знаний для того, чтобы прийти к лучшей жизни. Жоэль Помра наглядно демонстрирует, что, учась в школе, Пиноккио живет в потемках пыльного чулана, где нет никакого просвета. Невозможность выбраться из нищеты делает его черствым, а жажда богатства становится главным жизненным ориентиром.

Антисказка

Не в силах исправить ситуацию и Фея, которая здесь ходит на костылях и тщетно пытается сделать выговор «испорченным подросткам». Все дело в том, что однажды эти дети поняли, что деньги правят миром и теперь отчаянно ввязались в недетскую борьбу за место под солнцем. Мир, сходящий с ума от безраздельной любви к деньгам, не оставляет шанса проявлять доброту и сострадание. А дети, по сути, — отражение взрослых.

Антисказка

О своем спектакле Жоэль Помра говорит так: «Мне очень интересно удивить и дестабилизировать детей, показав, что «Пиноккио» может быть совсем другим. И когда дети понимают, что независимо от стереотипов, можно придумать что-то отличное от обычного представления, они начинают осознавать свободу создателя. Мы имеем право придумать что-то отличное от того, что существовало раньше. Детям без конца говорят: «тебе нельзя делать это, ты не можешь делать то; вот это правда, а это ложь». И вдруг они встречают художника, который позволяет делать все, что он хочет. Мой спектакль — послание свободы детям».

Ася Шкуро

Author: Admin
Tags

Comments (1)

  1. Влада:

    Очень интересная статья! Действительно, жить в иллюзиях опасно. И это касается не только подростков, но и взрослых людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?