Андрей Макаревич: «Забывая цветы на сцене, мы расходимся по домам»

— Если взять сотню самых популярных в мире песен, девяносто из них будут про любовь, — с этими словами на сцене Оперного театра появляется Андрей Макаревич. В Украине певца с программой «L.O.V.E. Песни про любовь» ждали с прошлой осени, но в то время тур отменили. Пресс-служба просила с пониманием отнестись к непростому моменту в жизни Макаревича — и все-таки дождаться. 8 марта 2015 жители Днепропетровска приветствовали Андрея Макаревича, который дарил любовь всем тем, кто был способен ее принять.

 Андрей Макаревич: музыка, горящая красками

В начале концерта певец поставил перед сценой небольшую стеклянную коробочку — и предложил всем желающим сделать пожертвования для детей, пострадавших во время военных действий. Сам Макаревич первым подал пример, сделав свой вклад в общее дело.

— Надеюсь, в следующий раз, когда я приеду к вам, такая коробочка уже не понадобится, — говорит музыкант. Тем более символична программа, с которой исполнители проехали по Украине: даже в самые трудные времена хочется, чтобы кто-то пел о любви…

Вместе с Макаревичем сцену делил молодой джазовый коллектив, обыгрывающий всемирно известные jazz-композиции, — Евгений Борец (фортепиано), Сергей Хутас (бас) и Сергей Остроумов (барабаны). Совместно с джаз-бендом Андрей Макаревич представил не только собственные композиции, но зарубежные хиты на английском языке. А помогал им в этом вокальный ансамбль A`cappella ExpreSSS (Виктория Широкова — сопрано, Макс Костра — тенор, Катя Надареишвили — сопрано, Ксения Коробкова — альт, Андрей Туник — бас).

Программа «L.O.V.E. Песни о любви» родилась пять лет назад: тогда, в 2010 году Андрей Макаревич признавался:

— Мы сейчас репетируем каждый день, я выкраиваю под это буквально любой свободный час. И волнуюсь так, как уже давно не волновался. Все-таки я никогда не считал себя таким уж вокалистом и практически никогда не пел чужих песен. Для меня это — вызов, и очень не хочется ударить в грязь лицом.

А в Днепропетровске Макаревич, периодически уступая сцену A`cappella ExpreSSS, полушутя заметил:

— Однажды я услышал этот ансамбль и подумал: как хорошо было бы выступить вместе с ними! Но нет, наверное, они меня к себе не возьмут. Как я пою — и как они! 🙂

Со сцены звучали: и лирическая песня-извинение Уолтера Дональдсона «What can I say after I say I’m sorry»; и шуточное рассуждение Луи Армстронга, из чего сотворен человек и почему у мужчины, рожденного в дождливый день, один кулак из чугуна, а второй из стали, — «Sixteen tones»; и джазовая композиция родом из Нью-Орлеана «Singing like a dixieland band» — и, конечно, хит «The Beatles» «All you need is love».

Объясняя, почему в рамках этой программы он обратился именно к теме любви, Макаревич рассказывает историю, произошедшую в юности. К Макаревичу попали пластинки «The Beatles» — увы, они были заслушаны до дыр в прямом смысле слова: заезженный виниловый звук не оставлял шансов разобрать тексты песен. Впрочем, Андрею Макаревичу и музыки хватило для того, чтобы убедиться: это великое искусство. Тем больше хотелось узнать, о чем пели «Битлы».

— Каково же было мое разочарование, — делится маэстро с днепропетровскими зрителями, — когда я узнал, что практически все песни были о любви! 🙂

Из книги музыканта «Все очень просто» узнаем, что после этого Макаревич слушать «The Beatles» не перестал — кстати, кое-что из их репертуара он исполнил и на концерте в Днепропетровске. Оказывается, с легендарной «четверкой» в жизни Макаревича связана давняя история. На один из первых концертов певца пожаловал местный ценитель искусства по имени Коля Васин. От его авторитетного мнения зависела дальнейшая судьба музыкантов: если Коля Васин одобрял творчество, публика готова была на руках носить исполнителей, если же воротил нос — это был явный знак, что слушать такое не стоит. Неудивительно, что музыка Макаревича пришлась Коле Васину по душе, и тот пригласил молодого музыканта к себе в гости. Там-то Андрей и окунулся в «битловскую» атмосферу: «Мы вдpуг очутилиcь внутpи волшебной шкатулки, заполненной битлами. Hе было ни квадpатного миллиметpа без битлов… Битлы cмотpели c фотогpафий, поcтеpов, каpтин cамого pазличного художеcтвенного доcтоинcтва, cо значков на поpтьеpах, c cамих поpтьеp, c книжных полок и полок для плаcтинок и каccет. В углу даже pаcполагалоcь чучело Ринго Стаppа в натуpальную величину, показывающего вcем «козу», то еcть «лав».

Конечно, мы не можем заглянуть в дом, где все «горело безумными красками и дышало истинным хипповым духом» The Beatles, но именно такая атмосфера окутывала зрителей на концерте в Днепропетровске.

<>

Мы услышали и старые добрые «Эй, моряк, ты слишком долго плавал», «Мы расходимся по домам», «Отпусти меня», «Он был старше ее» и многое другое…

Солнце ниже, длиннее тени,
Тени движутся прямо к нам.
Забывая цветы на сцене,
Мы расходимся по домам.

Каждая исполненная песня — как мини-спектакль, с драматическим сюжетом, загадочными интерпретациями, проблемой выбора и незаурядными героями. «Он был старше её» — одна из самых загадочных песен «Машины времени», смысл которой не умещается в одной трактовке. Романтики уверены, что главная героиня действительно умела летать, скептики — что метафора ухода лирической героини от любящего ее героя, любители найти социальный подтекст — что девушка, которая «любила летать по ночам», на самом деле пристрастилась к наркотикам. Сюда можно добавить осознанное управление сновидениями — возможно, заблудившись в снах подсознания, героиня «забыла дорогу домой — и однажды ночью вышло именно так».

… Немногие знают, что появлению песни предшествовала повесть Павла Вежинова «Барьер» — а сюжет книги немного разъясняет, о чем речь. Героиня «Барьера» действительно умела летать — и решила научить этому непростому искусству своего возлюбленного. Испытав ощущение полета, паря над крышами, мужчина поверил, что нет ничего невозможного для человека. Но уж слишком неправдоподобным показалось ему счастье, и наутро герой цинично сказал, что никакого полета не было. Тогда девушка, которой под силу было преодолеть законы земного притяжения, улетела — и не вернулась.

<>

Андрей Макаревич: до прозаичности честные строки

Знатоки творчества Андрея Макаревича удивлены: ведь певец утверждал, что у него почти нет песен о любви — это слишком банально! Нужно сказать, что певец специально избегал на концерте темы политики, он обращался к вечным чувствам…

Вечером, уже дома, захотелось послушать баллады, не вошедшие в программу концерта. Андрей Макаревич предельно искренен и актуален. В песнях, родившихся в последнее время — есть и боль, и героизм. … Прекрасный сад в Гефсимании накрывает черная ночь, здесь молится перед смертью Христос, в ожидании кровавой расправы («Ночь в Гефсимании»).

До прозаичности честны строки: «Моя страна ушла на войну… Моя страна сошла с ума, и я ничем не могу ей помочь».

Что уж говорить о песне с говорящим названием «Крысы»! Кстати, эта все-таки о любви — но не в той интерпретации, в которой мы привыкли говорить об этом чувстве.

«Первосвященник и главный судья
Взяли меня в оборот
Один кричал: «Ты не любишь страну»,
Другой
«Ты не любишь народ».
Когда оба умолкли, я попросил
Ещё что-нибудь на бис.
Я очень люблю и народ и страну,
Но я не могу терпеть крыс».

Андрей Макаревич

И разве что-то, кроме любви, отчаянной любви и веры в человечество, пронизывает такие строки?

Пусть спорят Закат и Рассвет в Поднебесье,
Пусть старые догмы затёрты до дыр,
Меж чёрным и белым всё ж нет равновесья,
И это приводит в движенье мир.

Пусть зло проползло из столетья в столетье,
И небо опять закрывают дымы,
Но Жизни на свете чуть больше, чем смерти,
И Света на свете, чуть больше, чем тьмы..

Ася Шкуро

 

Author: Admin
Tags

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Login

Lost your password?